Заметки с фестиваля

«А рок — это, знаешь, работа такая...»

Отгремел, отзвучал, одним словом, благополучно завершился в Архангельске IX рок-фестиваль «Беломор-Буги 2002». Александр Мезенцев, главный организатор, может быть доволен: все прошло на уровне. Впечатлений - масса, и не только от музыки. Про свои, родные, архангельские и северодвинские команды все более-менее знают, а вот про гостей... Конечно, А. Мезенцев крутил по радио их песни, но живое выступление иногда сильно отличается от записи. Кажется, в этот раз такого не было, гости отыграли хорошо.

Правда, не смогла приехать ОБРАТНАЯ СТОРОНА из Коряжмы. Ну и настоящей бедой для участников и журналистов стали бейджи: нас просто затерроризировали с просьбами об их временном использовании (право бесплатно бывать везде, в том числе и в туалете)... Мы оборонялись и, порой, успешно.
За два дня было продано неисчислимое количество пива и пирожков (как хорошо, что их продавали!) и прослушано творчество 25 команд из 12 городов России. Слушать музыку 2 дня по 7 часов подряд — это, конечно, приятно, но очень трудно. Но мы слушали...
СУХОМУ ЗАКОНУ не повезло - они выступали первыми. Пока народ раскачивался, ребята уже отыграли, особо никого не удивив. Потом были СТАРОСТЬ (Вологда), знаменитые «вандалы»(BLIND VANDAL), новый старый ФОРТ-НОКС (с новым составом), легендарный ТРУПНЫЙ ЯД из Мирного (это было сильно!), НАШЕ ДЕЛО из Инты и другие...
Запомнились ИНДИГО ДИВА из Челябинска и ANIMAL ДЖАZ из СПб. У первых – прекрасный женский вокал, интересные мелодии (типичный зарубежный рок, стиль хиппи в современном звучании), но все это на фоне не очень искреннего общения с залом (слишком много понту). У вторых — трудноназываемая смесь из хард-кора, блюза и рокабильно-джазовых клавиш. Коллектив отметили практически все. Минус один: порой проблескивало так называемое питерское сознание поднимающихся талантов.
Второй этап открывали архангельские SILENT NATE (металл). К концу их выступления сцена была оккупирована, хотя по сравнению с первым днем было поспокойнее.
Общее мнение – фестиваль заметно потяжелел. Не берусь судить, хорошо это или плохо, но среди лязга и грохота тяжеляка было очень приятно услышать нечто другое. Например, северодвинскую группу КОРНИ. Множество музыкальных инструментов, фолк-мотивы, хорошие тексты... Атмосфера в зале сразу же потеплела, появились первые зажигалки. Смотрелось это забавно: панки со своими ирокезскими гребешками одухотворенно шатались из стороны в сторону и тщетно (не зная слов) пытались подпевать.

Говорят, что есть мысль в будущем разделить «Беломоры» на «тяжелый день» и «день полегче» (арт-рок, глэм-рок и т.п.). Наверно, лучше было бы все это как-то уравновесить. Хотя сделать это трудновато: «корновская» волна, похоже, захлестнула и Архангельск.
Онежане (БЛОКБАСТЕР на фестивале, ныне CAOS OF DEATH) сыграли «реальный трэш» (по их собственному признанию). Звучало это действительно тяжело (особенно учитывая могильно-крестовую тему), но вполне типично, хотя народ с кресел поднялся. Музыканты этого не оценили:
– Сейчас все потихоньку попсеет. Вот у нас — настоящая альтернатива! Приезжай к нам. В Онеге и публика гораздо энергичнее, смотреть и играть приятно.
Это немного обидело, но спорить не стала. Со сцены виднее...
А вот команда ДАУН из Ухты была просто в восторге:
– Какие-то у вас все добрые, без понтов,— собщали наперебой вокалист Сергей Калько и барабанщик Дмитрий Алексеев.— Вот только пропирсингованных чересчур много. (Тут же, как подтверждение, мимо проплелось «существо в кольцах».)
И тут же абсолютно не в тему:
– Из Архангельска в подарок мы привезем мертвых африканских бабочек за стеклом.
Вообще, об этой группе надо сказать отдельно. Еще задолго до их выхода они устроили за сценой дикие пляски: барабанщик яростно колотил по воображаемым «тарелкам», остальные ритуально танцевали. Смотрелось это ярко.
– Так я же волнуюсь, переживаю,— прокомментировал свои действия Дмитрий Алексеев.
Их поведение заинтересовало. После выступления интерес только увеличился. Определять стиль своей музыки они даже и не пытались:
– Вы журналисты, вы и определяйте, а мы не знаем. В принципе, о нас бесполезно говорить, нас надо слушать.
Послушали. Зацепило. Своеобразный вокал плюс необычная манера исполнения — зал это оценил. А вот после выступления они стояли в холле, одинокие до неприличия, и расстраивались, что никому не нужны. Подойдите к нам, сфотографируйте, возьмите автографы - говорили их печальные глаза. Еле удалось их утешить, и они отправились в зал послушать коллег. Что еще поразило, так это мужество барабанщика. Со стертых до мозолей рук во время выступления капала кровь, он пару раз попытался просто забить на оставшиеся песни, но было приказано «терпи!» — и он «достучал»!

Магнитогорская команда ЗУБАСТЫЕ КОЛЕСА зарекомендовала себя как веселая, заводная припанкованная band. Не описать, сколько энергии они буквально выплеснули в зал и какую отдачу от него получили. Уже после первой песни начался беспредел: снявший футболку Сергей Васильев (вокал) успевал еще и с народом общаться, гитарист каким-то необыкновенным способом умудрился вскочить на высоченную колонку и поиграть там, Михей Баранов, исступленно извлекая звуки из своей скрипки, поразительно органично во все это вписывался.
Завелись все конкретно. Люди у сцены просто слились в едином музыкальном экстазе, повторяя запомнившиеся строчки. А когда Баранов стал «пиликать» легендарного «Кузнечика», абсолютно все согласились, что «Кузнечик» – это супер!» (даже на рок-фестивале).
Еще гости – КУЗЯ BAND из Мурманска. Русский рок в стиле ЧАЙФ, а точнее «мурманский рок», звучал сразу же после заводного арт-гранжа магнитогорцев. Какой-то одинокий панк пытался рубиться, но смотрелся хоть и трогательно, но довольно глупо. Апофеозом их выступления стал неожиданно спетый Сергеем Кузнецовым (вокал, гитара) романс. Пел он при поразительной тишине в словно застывшем зале. Панки вновь до неприличия заслушались, видимо, мурманчанин сумел затронуть в их душах какие-то особые струнки.
Молодая команда INDIGO JUNKS (Северодвинск, 2001) запомнилась, прежде всего, тем, как красиво смотрелись ребята на сцене. Да и их музыка не позволила себя проигнорировать. Гранж, брит-поп, немного блюза — эта смесь слушалась легко, с интересом, несмотря на «легкую» усталость от попыток воспринять музыку предыдущих групп.
Если начинались «Беломоры» с тяжелой альтернативы (СУХОЙ ЗАКОН), то закончились тяжелым русским роком (АКАФИСТ). Онежане сравнили их с METALLICA, чем, как признался Денис Боровиков (вокал), очень польстили. Сам он в последнее время слушает, как это ни странно (и не страшно!), ТАТУ. На предложение сделать трибьют обещал подумать.
Уже после всего действа были замечены гитарист и барабанщик СУХОГО ЗАКОНА, пытавшиеся под видом череповецких ЗАЛОЖНИКОВ выведать у разбредавшейся публики мнения о самих себе. Провокационная самокритика успеха не принесла – мы их, коварных, раскусили. Так что никогда не разговаривайте с незнакомцами, помешанными на музыке.

Фестиваль прошел. Его итоги подводиться будут еще очень долго. При всех минусах (говорят, у одного несчастного журналиста отобрали камеру, кто-то упал в обморок при рубиловке под E-SEX-T, некоторые проклинали организаторов за платный туалет, кому-то не хватало выступлений любимых групп, не попавших на фестиваль) были и несомненные плюсы. И один из главных в том, что все это хоть кем-то (читать: А. Мезенцевым) организуется, проводится и, что самое важное, планируется вновь.
Шанс «засветиться» и попасть на главную архангельскую рок-тусовку года есть практически у всех (для пока непризнанных групп есть – «Беломор-Буги, II эшелон»), главное – желание. Ну и талант, наверное. Только делайте что-нибудь новое, а то от подражания «мэтрам», пусть даже самого качественного, все уже просто устали. Их и самих хватает.

«Беломор-Буги» forever!

Мария Логинова.

Скачано с http://gazeta.kargopol.ru/numbers/9112002/pages/